Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 421

 комбинированного вида

имени Сергея Николаевича Ровбеля"

 

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.

 

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.

Смирнова В.Ю.

воспитатель логопедической группы высшей кв. категории.

 

     Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне наводят на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики. Данные исследования позволяют сделать вывод, что дети с нарушением речи нуждаются не только в тренировке артикуляционного аппарата, но и движения пальцев рук. Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату (М.М. Кольцова), а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью речи.

     На основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процессе развития мелкой моторики рук.

    Для отслеживания состояния ручной умелости мною использовались промежуточные комплексные пробы, направленные на определенный предмет, действие – застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, намотать клубок ниток и другие. Все имеющиеся «изъяны» моторики рук, неловкость их движений при этом хорошо отслеживались.

    Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом у детей с нарушением речи.

   Поэтому свою работу в данном аспекте я выстраиваю в трех направлениях:

1. Игры – упражнения для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без речевого сопровождения.

2. Формирование моторики в специально созданных ситуациях (изобразительная деятельность, оригами, графические упражнения, вышивание, изонить).

3. Обучение детей умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.

   Для развития  мелкой моторики кисти в группе имеются необходимые материалы:

- пальчиковые игры и упражнения,

- дидактические игры,

- картотека физкультминуток,

- различные виды театров (пальчиковый, бибабо),

- различные виды трафаретов,

- шнуровки,

- мозаики,

- конструкторы,

- создан уголок изонить.

  Занятия изонитью являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие, глазомер. На занятиях дети приобретают практические навыки (владения шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами). И, важно, что данный вид деятельности позволяет расширять знания детей, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и т.д.

1. Блок задач по формированию элементарных математических представлений.

- закрепить представлений о величине, длине сторон;

- закрепить представления об окружности;

- упражнять детей в количественном и порядковом счете;

- закрепить знания направлений: вверх, вниз, справа, слева;

- дать представления о середине, центре.

2. Блок задач по умственному воспитанию

- развивать мышление детей, т.е. умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе;

- развивать умение детей связно высказываться, обосновывать свои суждения;

- воспитывать познавательную активность;

- развивать зрительно-пространственное восприятие зрительно-моторные координации;

- закреплять представления об основных цветах и их оттенках.

3. Блок задач по трудовому воспитанию

- научить владению иголкой, ниткой;

- научить работе с трафаретами.

4. Блок задач по эстетическому воспитанию

- познакомить с новыми видами художественной деятельности;

- формировать художественно-эстетический вкус;

- развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

5. Блок задач по нравственному воспитанию

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

    Основой для разработки системы работы с изонитью, послужили работы следующих авторов И.Н. Гусаровой, Т.А. Горбачовой, Л.А. Ивановой.

   Система работы по изонити рассчитана на два года с детьми старшего дошкольного возраста, основой для перспективного плана по изонити, служит перспективно-тематический план разработанный совместно с учителем-логопедом. 

   Совместная деятельность по изонити, организуется во второй половине дня. Темы занятий, разработаны согласно лексической теме недели. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная  работа. Каждое занятие изонитью проводиться с использованием игровых приемов.

В работе с детьми использую следующие приемы:

- использование и обследование фона (подбор цветного картона и цветных ниток), позволяет закрепить название цветов, познакомить с гармоничным сочетанием цветов и их оттенков, активизируя в речи соответствующий словарь;

- мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

- обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно», данная беседа позволяет познакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности (Приложение № 11 «Как работать безопасно»);

- комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

- работа на «пробниках» (отработка какого – либо приема);

- совместные действия (или «пассивные), рука ребенка в руке педагога;

- художественное слово, использование как стихотворений, так и загадок, например о карандаше, ножницах, игле и т.д.

- вопросы к детям, дают возможность рассуждать, быть участником конструктивного диалога;

- выполнение работы небольшими частями;

- использование музыки;

- физкультуно – оздоровительные моменты (физминутки, релаксация);

- учет индивидуальных возможностей и особенностей детей.

   Конечно прежде, чем приступить к работе с изонитью, я старалась заинтересовать детей данным видом творчества, рассказывая о разных способах изображения предметов.

   В процессе знакомства с изонитью, предлагала детям рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравнить лицевую сторону с изнанкой, отметить особенности расположения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой стороне нити красиво пересекаются, а на изнанке видны, только стежки, идущие друг за другом).

  Рассказывая о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, переплетении нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанке.

   Одним из важных направлений своей деятельности, я считаю тесное взаимодействие с семьями воспитанников, руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами, регулирующих ответственность родителей, например,

- «Конвенция о правах ребенка» - ст.18.2, 18.3;

- «Закон об образовании» - ст. 15.7, 18.1, 18.3, 52.1, 52.3;

- «Семейный кодекс» - ст. 31.2, 31.3, 63.1. 63.2, 65.2;

- «Конституция РФ» - ст. 38.2.

    С целью создания единого образовательного пространства ДОУ и семьи в начале каждого учебного года разрабатывается перспективный план работы с родителями.

  В организации взаимодействия с семьями воспитанников, я руководствуюсь следующими принципами:

- Целенаправленность, систематичность, плановость.

- Дифференцированный подход к работе с родителями с   учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

- Возрастной характер работы с родителями.

- Доброжелательность, открытость.

В работе с семьями я использую следующие формы:

- Консультации групповые, индивидуальные, например, «Значение артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений».

- Представление в информационные уголки для родителей материала отвечающего на вопросы родителей по особенностям развития и воспитания детей дошкольного возраста имеющих нарушения речевого развития, например, «Использование игр с мячом»

-    Вовлечение родителей в совместные мероприятия, например проведение спортивного праздника с активным участием пап, посвященного «Дню защитника Отечества»

- Организация «День открытых дверей группы», где родители могут не только увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего и оздоровительного процесса, но и быть их активными участниками.

- Организация выставок для родителей, например: «Чудо нить».

   Такая система работы позволила мне достигнуть следующих результатов:

- Воспитанниками моей группы полностью усвоено программное содержание, реализуемой программы согласно возрастной группе

- По заключениям ПМПК у детей речевые звуки поставлены и автоматизированны (май 2005 г.) 58,10 %, 33,20 % - дети со значительными улучшениями, речевые звуки поставлены и автоматизированы; (май 2007 г.) 78,60 %, 21,40 % - дети выпущены со значительными улучшениями, речевые звуки поставлены и автоматизированы; (май 2008 г.) 22,30 %  - с улучшениями, 77,70 % - со значительными улучшениями.

- Все дети в процессе общения со сверстниками и взрослыми доброжелательны, умеют договариваться друг с другом в процессе деятельности.

- Проявляют творческий подход в продуктивных видах деятельности.

- Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подходят к вопросам воспитания, развития детей.

- На Ярмарке УЧСИБ – 2008, мною был проведен мастер – класс «Нитяная графика».


 

Дата последнего обновления страницы 21.10.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»