Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 421

 комбинированного вида

имени Сергея Николаевича Ровбеля"

 

Концепция развития дошкольного учреждения.

3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  

В Концепции дошкольного воспитания, программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста подчеркивается, что реальной целью образования дошкольников является развитие неповто­римой индивидуальной личности каждого воспитанника.

Анализ содержания образования показывает, что, несмотря на все изменения, происходящие в системе дошкольного образования, в ДОУ продолжает соблюдаться принцип комплексности, т.е. обра­зовательный процесс охватывает все основные направления разви­тия ребенка (физическое, познавательное, трудовое, эстетическое, ознакомление с окружающим, развитие речи и др.), а также предус­матривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей.

Концепцию развития нашего дошкольного учреждения мы  строим, базируясь на педагогических идеях и трудах Л.С. Вы­готского, П.Н. Блонского, А.В. Запорожца, на богатейшем опыте науки и передовой новаторской практики ДОУ России.

В основу Концепции нашего учреждения положены следу­ющие понятия.

   Одна из важнейших задач дошкольного учреждения — охрана и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым по­нятием будет «здоровье». Здоровье — это состояние организма, ха­рактеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных отклонений. Согласно опре­делению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, явля­ясь не только биологической, но и социальной категорией, отража­ет уровень телесного, душевного и социального благополучия. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здо­ровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.

   Еще одно важное понятие, на которое мы опираемся при формулировании своей Концепции, — понятие «индивидуальность», ведь программы дошкольного учреждения  направлены на реа­лизацию возможности всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

  Исходя из вышеизложенного, очевидно, что следующее ключевое понятие, которое используется в нашей концепции, — это понятие «развитие». Развитие — это изменение, представляющее собой процесс движения от простого к более сложному, от низшего к высше­му; процесс, в котором постепенное накопление количественных изме­нений приводит к наступлению качественных.

    С понятием «развитие» тесно связано другое понятие «личность», каковой можно считать человека, являющего продуктом определен­ных социально-исторических отношений, имеющего определенные индивидуальные качества, формируемые под влиянием самых раз­нообразных взаимодействий с социальной средой. Мы придержива­емся мнения, что «личность может воспитать только личность». Поэтому необходимым, и даже первостепенным условием для постоянного повышения  культуры педагогов в нашем детском саду, считаем создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков, а также создание условий для повышений профессионального мастерства коллектива.

 Дошкольная педагогика считает, что развитие личности челове­ка — не просто количественное изменение унаследованных и зало­женных от рождения качеств, а, прежде всего, качественные изме­нения в организме и психике, происходящие под воздействием ок­ружающей действительности. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

уровень актуального развития, — отражающий особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняш­ний день:

«зона ближайшего развития» — отражающая возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотруд­ничества со взрослыми.

Таким образом, педагоги должны видеть завтрашний день раз­вития ребенка и помнить то, что он сегодня может делать при по­мощи взрослых, завтра он должен делать сам. Этой точки зрения мы будем продолжать придерживаться при воспитании и обучении детей в на­шем дошкольном учреждении.

       Общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение речью, т.к. развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, а любая из сторон развития личности содействует развитию языка. В разработке методик развития речи значительная роль принадлежит Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохиной, В.И. Лошковой, Л.М. Гурович, Л.А. Венгер и др. По словам Е.И. Ти­хеевой: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человече­ства». Овладение родным языком как средством и способом обще­ния и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Именно дошкольное детство восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, процесс его освоения, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому речевое развитие дошкольника не может ограничиваться лишь фор­мированием речевых навыков, сколь бы точно они не соответство­вали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение в этом смысле имеет формирование представлений о зву­ковой стороне (форме) слова. Именно поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться по следующим на­правлениям:

— развитие словаря детей;

— звуковая культура речи;

— речетворчество;

— развитие связной речи;

— формирование грамматического строя речи;

— работа с книгой.

Все эти направления взаимосвязаны и должны осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамо­те, по ознакомлению с окружающим и с художественной литерату­рой, а также на других видах занятий, в игре, в труде и повседнев­ной жизни. Однако на специальных занятиях развитие речи, обу­чение языку должно быть доминирующим.

Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из важнейших элементов формирования личности, является приоритетным в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. По нашему мнению, в интересах речевого развития ребенка необходимо:

1) обеспечить детям социальное речевое окружение, соответству­ющее интересам их возраста, постепенно расширять и обнов­лять их социальные связи;

2) обеспечивать детям условия, содействующие их сенсорному развитию;

3) создать детям обстановку, которая содействовала бы разви­тию их восприятия и накоплению представлений;

4) использовать игру как наиболее значимый фактор в деле раз­вития речи;

5) поддерживать в детях чувство удовлетворения и радости от процесса обучения и общения;

Так как наш детский сад посещают дети с речевыми нарушениями, то необходимо: осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речевого развития.

Основными принципами, на которых будет строиться деятель­ность ДОУ:

1. Оздоровительная направленность.

-    Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.

Обеспечение рационального общего и двигательного режима в дошко­льном учреждении.

-    Создание оптимальных условий для игр и занятий детей.

-    Правило «не навреди здоровью» при введении новшеств.

-    Организация медицинского контроля.

2. Разностороннее развитие личности.

-   Активизация мыслительной деятельности.

     -    Создание условий для самостоятельного рационального способа пове­дения.

-    Упражнения в трудовых действиях.

-    Фиксация внимания на красках, формах окружающей обстановки.

-   Эмоциональное восприятие музыки и ритма.

3.    Гуманизация и демократизация.

 -       Комфортность (ребёнку нужны приятные эмоции от общения со свер­стниками, физических упражнений, победы над своим неумением; ощущение результата).

 -    Учёт желания и настроения ребёнка (куда и как его вести).

 -    «Волшебный ключик» (то средство, которое заставит «неумейку» нау­читься, вовлечь малоподвижного в интересную двигательную деятель­ность).

 -    Умение определять ближайшую зону физического и двигательного развития детей.

 -   Поиск более результативных средств, форм и методов воспитания, объ­единение их в систему.

 -    Умение оценивать эффективность используемых методик.

4.   Индивидуализация.

-  Гибкость (для детей, удобство для родителей и воспитателей).

-  Максимально индивидуальный режим (наличие общих ориентиров времени для отдельных режимных моментов).

 -  Условия для развития способностей.

5.    Единство с семьёй.

       -     Единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оз­доровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков.

-   Участие в физкультурных мероприятиях.                                                 

Вышеперечисленные принципы ориентированы:

- на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, речевого разви­тия;

-  на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;

- на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

Главными компонентами нашей системы являются:

    - общественные идеи, потребности родителей и заинтересован­ных организаций;

- интегративная общность педагогов, родителей и детей;

    - единая система образовательной работы по развитию речи детей (принципы, содержание, технологии, особенности вза­имодействия со средой).

        Личностные «компоненты» нашей образовательной системы — дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи разви­тия неповторимой индивидуальной личности можно только в про­цессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивиду­альностью, чувствовать себя защищено и уверенно. В общении с ребенком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: «Каждый ребенок — это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет».

     Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

     Исходя из необходимости избежать перегрузок детей, освободив время для игровой деятельности, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника мы выбираем тему, над решением которой ДОУ будет работать в ближайшие 3 года.

Тема: Интегрированный подход как путь развития личности ребенка дошкольного возраста и сохранения его здоровья.

Цель: организация воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения направленной на развитие личности ребенка и сохранения его здоровья, основанной на интеграции содержания.

Для реализации основных идей Концепции администрации и пе­дагогическому коллективу необходимо решить следующие задачи:

- разработать общеобразовательную программу ДОУ в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года);

- углубленно и творчески освоить научные теории и методики по теме «Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работе в дошкольных учреждениях» и внедрить в практику работы, а также опыт работы других учреждений;

- создать благоприятные условия для естественного эффектив­ного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста;

- создать условия для профессионального роста воспитателей;

-  решить вопросы финансирования и материально-техническо­го обеспечения устойчивого функционирования ДОУ и Про­граммы ее развития.

      В соответствии с поставленной целью, в ходе реализации в ДОУ программы  развития решаются следующие задачи:

     -    Переход ДОУ на ФГТ.

-         Создание модели организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.

-         Создание учебно-методического комплекта, способствующего развитию личности ребенка и сохранения его здоровья средствами интегрированных занятий и включающий:

§  Методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных занятий.

§  Подбор тематических интегрированных занятий по следующим направлениям: речевое и художественно-эстетическое развитие детей.

§  Игры и пособия для детей.

-         Оптимизация учебно-воспитательного процесс с целью освобождения времени для самостоятельной игровой деятельности и снижения нагрузки на ребенка.

-         Формирование направленности личности, активной мотивации к деятельности ребенка.

-         Реализация творческих возможностей детей и взрослых.

-         Обеспечение  взаимосвязи всех специалистов (старшего воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.).

При благоприятном исходе реализации программы мы ожидаем:

-  стабилизацию уровня психического и физического здоровья детей;

    -  создания условий для улучшения психического и физическо­го здоровья детей.

-  осознание и понимание всеми воспитателями и специалистами ДОУ важности духовного развития ребенка, должные привес­ти к гуманизации отношений на всех уровнях: ребенок — ре­бенок; ребенок — воспитатель; воспитатель — ребенок; воспи­татель — родитель;

-  установление доброжелательных отношений между детьми не только внутри групп, но и между разновозрастными группами;

- увеличение количества детей, «выпускающихся» в школу со сформированными нравственно-волевыми качествами (дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности и др.).

- освоение воспитателями и специалистами ДОУ методами, приемами и формами работы по организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения направленной на развитие личности ребенка и сохранения его здоровья, основанной на интеграции содержания.

- создание условий для развития у каждого ребенка всех ком­понентов психологической структуры личности;

-  создание условий для развития у каждого ребенка творческих способностей в различных видах деятельности;

- создание условий для выбора детьми и родителями дополни­тельных образовательных кружков в соответствии со способ­ностями;

-  создание гуманного стиля отношений между всеми субъекта­ми образования;

- увеличение количества детей, проявляющих интерес к позна­вательной деятельности, к раскрытию творческих способно­стей.

 

 

Ожидается, что все вышеуказанное поможет превратить образовательное пространство ДОУ в благоприятную сре­ду для развития индивидуальности каждого ребенка (в частности, для развития речи детей).

Понимая уязвимость выработанных нами критериев оценки эффективности первого этапа развития дошкольного учреждения, сформулируем их в таких показателях:

-  сокращение количества заболеваний детей на 5—10%;

-  повышение уровня интеллектуального развития детей на 5—10%;

- увеличение числа родителей, удовлетворенных работой до­школьного  учреждения на 5-10%;

- увеличение числа активных участников образовательного процесса среди   родителей на 5-10%;

-  повышение уровня речевого развития детей на 5-10%.

 

     

Дата последнего обновления страницы 25.03.2025
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»