В Концепции дошкольного воспитания, программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста подчеркивается, что реальной целью образования дошкольников является развитие неповторимой индивидуальной личности каждого воспитанника.
Анализ содержания образования показывает, что, несмотря на все изменения, происходящие в системе дошкольного образования, в ДОУ продолжает соблюдаться принцип комплексности, т.е. образовательный процесс охватывает все основные направления развития ребенка (физическое, познавательное, трудовое, эстетическое, ознакомление с окружающим, развитие речи и др.), а также предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей.
Концепцию развития нашего дошкольного учреждения мы строим, базируясь на педагогических идеях и трудах Л.С. Выготского, П.Н. Блонского, А.В. Запорожца, на богатейшем опыте науки и передовой новаторской практики ДОУ России.
В основу Концепции нашего учреждения положены следующие понятия.
Одна из важнейших задач дошкольного учреждения — охрана и укрепление здоровья детей. Исходя из этой задачи, ключевым понятием будет «здоровье». Здоровье — это состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных отклонений. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье, являясь не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, душевного и социального благополучия. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.
Еще одно важное понятие, на которое мы опираемся при формулировании своей Концепции, — понятие «индивидуальность», ведь программы дошкольного учреждения направлены на реализацию возможности всестороннего развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что следующее ключевое понятие, которое используется в нашей концепции, — это понятие «развитие». Развитие — это изменение, представляющее собой процесс движения от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных.
С понятием «развитие» тесно связано другое понятие «личность», каковой можно считать человека, являющего продуктом определенных социально-исторических отношений, имеющего определенные индивидуальные качества, формируемые под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой. Мы придерживаемся мнения, что «личность может воспитать только личность». Поэтому необходимым, и даже первостепенным условием для постоянного повышения культуры педагогов в нашем детском саду, считаем создание условий для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков, а также создание условий для повышений профессионального мастерства коллектива.
Дошкольная педагогика считает, что развитие личности человека — не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения качеств, а, прежде всего, качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:
— уровень актуального развития, — отражающий особенности психических функций ребенка, сложившихся на сегодняшний день:
— «зона ближайшего развития» — отражающая возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Таким образом, педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка и помнить то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам. Этой точки зрения мы будем продолжать придерживаться при воспитании и обучении детей в нашем дошкольном учреждении.
Общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение речью, т.к. развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, а любая из сторон развития личности содействует развитию языка. В разработке методик развития речи значительная роль принадлежит Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохиной, В.И. Лошковой, Л.М. Гурович, Л.А. Венгер и др. По словам Е.И. Тихеевой: «Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества». Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, процесс его освоения, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Поэтому речевое развитие дошкольника не может ограничиваться лишь формированием речевых навыков, сколь бы точно они не соответствовали языковым нормам. Оно должно обеспечить формирование у ребенка осознанного владения средствами родного языка. Важное значение в этом смысле имеет формирование представлений о звуковой стороне (форме) слова. Именно поэтому речевое развитие детей дошкольного возраста должно осуществляться по следующим направлениям:
— развитие словаря детей;
— звуковая культура речи;
— речетворчество;
— развитие связной речи;
— формирование грамматического строя речи;
— работа с книгой.
Все эти направления взаимосвязаны и должны осуществляться во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим и с художественной литературой, а также на других видах занятий, в игре, в труде и повседневной жизни. Однако на специальных занятиях развитие речи, обучение языку должно быть доминирующим.
Развитие родной речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из важнейших элементов формирования личности, является приоритетным в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. По нашему мнению, в интересах речевого развития ребенка необходимо:
1) обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, постепенно расширять и обновлять их социальные связи;
2) обеспечивать детям условия, содействующие их сенсорному развитию;
3) создать детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений;
4) использовать игру как наиболее значимый фактор в деле развития речи;
5) поддерживать в детях чувство удовлетворения и радости от процесса обучения и общения;
Так как наш детский сад посещают дети с речевыми нарушениями, то необходимо: осуществление комплексной коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями речевого развития.
Основными принципами, на которых будет строиться деятельность ДОУ:
1. Оздоровительная направленность.
- Воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребёнка.
Обеспечение рационального общего и двигательного режима в дошкольном учреждении.
- Создание оптимальных условий для игр и занятий детей.
- Правило «не навреди здоровью» при введении новшеств.
- Организация медицинского контроля.
2. Разностороннее развитие личности.
- Активизация мыслительной деятельности.
- Создание условий для самостоятельного рационального способа поведения.
- Упражнения в трудовых действиях.
- Фиксация внимания на красках, формах окружающей обстановки.
- Эмоциональное восприятие музыки и ритма.
3. Гуманизация и демократизация.
- Комфортность (ребёнку нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физических упражнений, победы над своим неумением; ощущение результата).
- Учёт желания и настроения ребёнка (куда и как его вести).
- «Волшебный ключик» (то средство, которое заставит «неумейку» научиться, вовлечь малоподвижного в интересную двигательную деятельность).
- Умение определять ближайшую зону физического и двигательного развития детей.
- Поиск более результативных средств, форм и методов воспитания, объединение их в систему.
- Умение оценивать эффективность используемых методик.
4. Индивидуализация.
- Гибкость (для детей, удобство для родителей и воспитателей).
- Максимально индивидуальный режим (наличие общих ориентиров времени для отдельных режимных моментов).
- Условия для развития способностей.
5. Единство с семьёй.
- Единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков.
- Участие в физкультурных мероприятиях.
Вышеперечисленные принципы ориентированы:
- на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира, речевого развития;
- на свободное сотрудничество воспитателей и детей, а также детей друг с другом;
- на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.
Главными компонентами нашей системы являются:
- общественные идеи, потребности родителей и заинтересованных организаций;
- интегративная общность педагогов, родителей и детей;
- единая система образовательной работы по развитию речи детей (принципы, содержание, технологии, особенности взаимодействия со средой).
Личностные «компоненты» нашей образовательной системы — дети, родители, воспитатели. Объектом нашей системы является ребенок. Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития неповторимой индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие, ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищено и уверенно. В общении с ребенком необходимо помнить слова известного педагога Я. Корчака: «Каждый ребенок — это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи. Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит и все поймет».
Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Исходя из необходимости избежать перегрузок детей, освободив время для игровой деятельности, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника мы выбираем тему, над решением которой ДОУ будет работать в ближайшие 3 года.
Тема: Интегрированный подход как путь развития личности ребенка дошкольного возраста и сохранения его здоровья.
Цель: организация воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения направленной на развитие личности ребенка и сохранения его здоровья, основанной на интеграции содержания.
Для реализации основных идей Концепции администрации и педагогическому коллективу необходимо решить следующие задачи:
- разработать общеобразовательную программу ДОУ в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года);
- углубленно и творчески освоить научные теории и методики по теме «Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работе в дошкольных учреждениях» и внедрить в практику работы, а также опыт работы других учреждений;
- создать благоприятные условия для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста;
- создать условия для профессионального роста воспитателей;
- решить вопросы финансирования и материально-технического обеспечения устойчивого функционирования ДОУ и Программы ее развития.
В соответствии с поставленной целью, в ходе реализации в ДОУ программы развития решаются следующие задачи:
- Переход ДОУ на ФГТ.
- Создание модели организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах и осваивает способы перевода содержания с одного языка на другой.
- Создание учебно-методического комплекта, способствующего развитию личности ребенка и сохранения его здоровья средствами интегрированных занятий и включающий:
§ Методические рекомендации по планированию и проведению интегрированных занятий.
§ Подбор тематических интегрированных занятий по следующим направлениям: речевое и художественно-эстетическое развитие детей.
§ Игры и пособия для детей.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесс с целью освобождения времени для самостоятельной игровой деятельности и снижения нагрузки на ребенка.
- Формирование направленности личности, активной мотивации к деятельности ребенка.
- Реализация творческих возможностей детей и взрослых.
- Обеспечение взаимосвязи всех специалистов (старшего воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.).
При благоприятном исходе реализации программы мы ожидаем:
- стабилизацию уровня психического и физического здоровья детей;
- создания условий для улучшения психического и физического здоровья детей.
- осознание и понимание всеми воспитателями и специалистами ДОУ важности духовного развития ребенка, должные привести к гуманизации отношений на всех уровнях: ребенок — ребенок; ребенок — воспитатель; воспитатель — ребенок; воспитатель — родитель;
- установление доброжелательных отношений между детьми не только внутри групп, но и между разновозрастными группами;
- увеличение количества детей, «выпускающихся» в школу со сформированными нравственно-волевыми качествами (дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности и др.).
- освоение воспитателями и специалистами ДОУ методами, приемами и формами работы по организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения направленной на развитие личности ребенка и сохранения его здоровья, основанной на интеграции содержания.
- создание условий для развития у каждого ребенка всех компонентов психологической структуры личности;
- создание условий для развития у каждого ребенка творческих способностей в различных видах деятельности;
- создание условий для выбора детьми и родителями дополнительных образовательных кружков в соответствии со способностями;
- создание гуманного стиля отношений между всеми субъектами образования;
- увеличение количества детей, проявляющих интерес к познавательной деятельности, к раскрытию творческих способностей.
Ожидается, что все вышеуказанное поможет превратить образовательное пространство ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого ребенка (в частности, для развития речи детей).
Понимая уязвимость выработанных нами критериев оценки эффективности первого этапа развития дошкольного учреждения, сформулируем их в таких показателях:
- сокращение количества заболеваний детей на 5—10%;
- повышение уровня интеллектуального развития детей на 5—10%;
- увеличение числа родителей, удовлетворенных работой дошкольного учреждения на 5-10%;
- увеличение числа активных участников образовательного процесса среди родителей на 5-10%;
- повышение уровня речевого развития детей на 5-10%.