Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 421

 комбинированного вида

имени Сергея Николаевича Ровбеля"

 

Развитие творческих способностей.

 Развитие творческих способностей

 Федосеева Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель первой кв. категории.

  

        Невозможно переоценить значение общения в жизни человека, а среди средств общения одним из самых действенных и организующих является музыка.

 Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э. И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

В наше время нравственному воспитанию детей уделяется мало внимания. Во многих семьях книги ушли на второй план, их место заняли видеокассеты с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость.

Включая в свою деятельность практически весь арсенал существующих методических приемов, я считаю, что начинать любую исследовательскую работу необходимо с выявления общих музыкальных и артистических способностей детей: наличие музыкального слуха, ладотонального и ритмического чувства, музыкальной памяти, музыкального мышления, воображения.

В начале года я начала работу с детьми по выявлению их музыкальных и артистических данных с тестирования.

Тестирования проводится два раза в год (сентябрь, май).

Педагогическая диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей проводится по следующим уровням:

1.     Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, выразительное исполнение без помощи взрослых, ярко выраженная самостоятельность.

2.     Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

3.     Низкий уровень – ребенок мало эмоционален, неактивен, равнодушен; спокойно без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Неспособен к самостоятельности.

Результаты проведения педагогической диагностики показали, что движения детей характеризуются недостаточной четкостью, организованностью, неуверенностью. Заметные нарушения в удержании позы, темповые расстройства. Имеют место суетливость, неточность при выполнении мелких движений (при игре на музыкальных инструментах), скованность, угловатость – при выполнении общих движение (в танцах). У большинства детей, наблюдаются нарушения координации движений, несогласованность речи с движениями и музыкой.

Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей гармонизовать отношения ребенка с окружающим миром,  что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

В российской системе дошкольного образования произошли определенные положительные перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. На ряду с типовой «Программой воспитания детей в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., 2005 г., появились и работают новые комплексные образовательные программы: «Детство», «Развитие», «Радуга» и другие, где разделы творческого воспитания получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. Обогащение содержания работы по развитию музыкально – творческой деятельности, я использую работы следующих авторов, Д. Б. Кобалевского, А.Д. Кошелевой, В.М. Минаевой, В.А. Сухомлинского, Т.

Чеботаревской, М.И. Чистяковой и др.

Основной целью моей профессиональной деятельностиявляется:

формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Основные задачи:

·  гармоническое

развитие природных способностей детей средствами всех искусств;

·  развитие сферы чувств, соучастие, сопереживание;

·  активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

·  овладение навыками общения и коллективного творчества;

·  пробуждение интереса к музыкально-театральному искусству;

·  формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о музыкальном театре.

Руководствуясь реализуемой в ДОУ комплексной «Программой воспитания детей в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., 2005 г., обеспечивающей в соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания», авторы В.В. Давыдов, В.А. Астровский и др., о признании самоценности периода детства,  и результатами педагогической диагностики, осуществляется разработка перспективного плана.

При построении и подборе методов и приемов, руководствуюсь следующими принципами:

-         принцип тесной связи движения с музыкой;

-         принцип равенство и сотрудничество с детьми;

-         принцип систематичности и постепенности;

-         принцип наглядности и индивидуальности, который реализуется через учет результатов педагогической диагностики, проводимой на определенных этапах работы.

В музыкальном воспитании и обучении, я использую наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. В процессе обучения, я отбираю методические приемы с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей, их физического состояния, возрастных и индивидуальных особенностей. При обучении, я использую различные приемы наглядности: наглядно – зрительные приемы, тактильно – мышечная наглядность, наглядно – слуховой прием.

Словесные методы обращены к сознанию. Они помогают осмыслению поставленных задач и сознательному выполнению двигательных упражнений.

Практические методы связаны с практической деятельностью. Разновидностями этого метода, являются игровой прием, который дает

возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает творческую инициативу и соревновательный прием используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор В.М. Бехтерев, считал, что с помощью музыкального ритма можно добиться установления равновесия в деятельности нервной системы ребенка, успокоить темперамент легко возбуждаемых детей или наоборот раскрепостить скованных, замкнутых, необщительных детей, исключить из моторики ребенка лишние движения и исправить неправильные.

Движения организуемые на музыкальных занятиях – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно – двигательного  аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы.

Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.

Музыкальное развитие осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Организуемые музыкальные занятия , направлены на создание условий здоровье сберегающей организации воспитательно – образовательного процесса:

1. Рациональная организация деятельности детей, с учетом требований СанПиНа, занятия проводятся длительностью: младший дошкольный возраст – 15 – 20 минут, с детьми 4 лет – 5 лет – 20 минут, 5 лет – 6 лет – 25 минут, 6 лет – 7 лет – 30 минут. Между занятиями в зале проводится проветривание в течение  - 10 минут.

2. Слаженность взаимодействия всех педагогов ДОУ и семей воспитанников.

3. Осуществление взаимодействия с детьми на основе личностно – ориентированной модели.

4. Особое построение занятий в период адаптаций детей к условиям ДОУ.

5. Организация досуговой деятельности, активного отдыха.

Для качественного осуществления музыкального развития ребенка, как на занятиях, так и вне их, особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды. Особенности развивающей среды на занятиях определяются следующими факторами:

-         содержанием и методикой проведения занятий;

-         местом их организации;

-         возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые соответствуют решаемым задачам, расширяют кругозор детей, развивают эстетические чувства и восприятие, вызывают желание ребенка заниматься конкретной деятельность.

Для успешного музыкального развития детей необходимо наличие музыкально – педагогического оборудования: детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, настольных музыкально – дидактических игр, оборудования для художественно – театральной деятельности, атрибутов и костюмов для игр, экранных, звуковых и экранно – звуковых пособий и специального оборудования к ним с записями классической музыки и детским музыкальным репертуаром.

Создавая предметно – пространственную эстетически развивающую среду в музыкальном зале и давая рекомендации педагогам по организации музыкальной среды в ДОУ, руководствуюсь специальной литературой по музыкальному воспитанию детей, следующих авторов, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Гороховой, Т.Н. Макаровой, М.Б. Зацепиной, О.П. Радыновой и т.д., и пособием для воспитателей и заведующих «Материалы и оборудование для детского сада», под редакцией Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой, Н.А. Коротковой, М.А. Руновой, 2003 г., предлагаемые перечни материалов и оборудования по основным видам деятельности дошкольников, обеспечивающие современную «Концепцию дошкольного воспитания».

Используя свои знания и опыт, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

В детском театре на фоне активного эмоционального развития существуют и гармонично дополняют друг друга еще два направления в воспитании: развитие интеллекта у ребенка и привитие ему социально-нравственных качеств. Театр дает детям уроки нравственности. Театрализованная деятельность определяет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учиться коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно – творческой деятельности, а также координировать свои функции.

Основой для разработанной технологии являются временные стандарты дошкольного образования и обязательный минимум содержания образования.

Общие методические принципы:

1. Планирование театрализованной деятельности.

2. Создание специальной для театрализованной деятельности предметно – пространственной развивающей эстетической среды. Проектирование театрализованной деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды:

-         обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

-         организация «зон приватности»;

-         предоставление права и свободы выбора;

-         создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

-         полифункциональность использования помещения и оборудования;

-         возрастная и поло ролевая адресованность оборудования и материалов.

3. Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

4. Проведение специальных театральных занятий со всеми детьми старшего дошкольного возраста без какого – либо отбора. Проводятся как с детьми посещающих общеразвивающие группы, так и с детьми имеющими речевые нарушения.

5. Оптимальное количество детей на занятиях не менее 10 человек.

6. Проведение занятий 2 раза в неделю, во второй половине дня, продолжительностью не более 30 – 40 минут.

7. Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

8. Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития» (Л.С. Выготский), а не тактика доступности.

9. Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.

10. Построение занятий в зависимости от следующих факторов: время занятий, погодные условий, психическое состояние, настроение детей.

11. Разучивание заранее музыкального репертуара. Вокальные и танцевальные номера разучиваем заранее и индивидуально. Детские спектакли приобретают особую окраску благодаря использованию в них музыки. Песни и танцы, а также музыкальные фоны играют не менее важную роль, чем слово. Существует ряд правил и ограничений по подбору и разучиванию музыкального репертуара с детьми дошкольного возраста. Например, каждой возрастной группе детей-дошкольников соответствует свой диапазон пения. Дети 5-6 лет могут петь в диапазоне ре-до2. Звучание низких звуков более напряженное, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, то есть такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными звуками для детей 5-6 лет являются фа-си. В этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Большинство детей 6-7 лет могут правильно интонировать в пределах ре-си,  а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до-ре).

12. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся один раз в неделю, не более 30 – 40 минут.

13. Организация репетиций:

-         разработать расписание репетиций – индивидуально для каждого ребенка (по необходимости), репетиций спектакля по отдельным «кускам» и совместных репетиций, которыми заканчивается подготовка к спектаклю;

-         назначить генеральную репетицию (в костюмах, со всеми звуковыми и световыми эффектами, песнями и хореографическими номерами);

-         использование на последних репетициях атрибутов, которые будут во время спектакля;

-         репетиции назначаются за 3 – 4 недели до показа.

14. Помещение для проведения занятий должно быть просторным, регулярно проветриваемым (музыкальный зал).

Этапы подготовки к театрализованной деятельности:

1. Выбор произведения (сценария). На мой взгляд, важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательный  развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов.

2. Обсуждение сценария с педагогами ДОУ. Определение ролей, которые исполняют взрослые.

К выбору актеров и участию взрослых в детской сказке в роли актеров отношусь очень ответственно:

-         кандидат на роль должен соответствовать образу  своего персонажа (голос, внешность);

-         выбираемый должен обладать артистическими способностями, хорошей памятью;

-         тексты заучиваются наизусть, особенно следует обратить внимание на диалоги и стихотворные тексты;

-         песни и танцы разучиваются отдельно;

-         совместные репетиции с детьми проводятся только с теми из них, кто непосредственно участвует в диалогах, песнях или хореографических номерах;

-         когда требуется участие взрослого персонажа в массовых номерах, тогда номера разучиваются взрослыми и детьми отдельно с музыкальным руководителем и только за несколько дней до спектакля проводятся совместные репетиции.

3. Распределение обязанностей между педагогами ДОУ.

4. Выразительное чтение произведения, используя весь комплекс интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

5. Проведение беседы по произведению, поясняющую и выясняющую не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Вопросы для беседы могут быть следующие: Какое настроение было у героя в начале произведения? Как вы догадались об этом? Каких героев можно назвать злыми? Почему? А каких добрыми? Почему?

6. Рассматривание иллюстраций к произведениям или видеофильма, уделяя особое внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

7. Чтение отрывков произведения, с целью запоминания последовательности событий, умения свободно ориентироваться в тексте, представляя образы героев.

8. Проговаривание отдельных фрагментов произведения.

9. Распределение ролей.

Выбор детей на роли является одним из самых ответственных этапов подготовки к сказке. Я объясняю каждому ребенку, кем он будет и что это будет значить для самого ребенка. Здесь важно осторожно подбирать слова, чтобы не настроить ребенка против своей будущей роли, не усилить стеснительность и переживание перед тем, «как все это будет?». Ребенок должен почувствовать, что на него надеются. А еще можно предложить всем желающим попробовать свои силы в избранные ими роли, если возникли споры на ком остановиться. А остальные дети назовут того, у кого лучше получится. Существует много способов сгладить неприятные момент: предложить исполнить роль по-очереди, показав сказку не один раз.

Если сказка ставится на базе одной группы, важно, чтобы все дети получили какую-нибудь в ней роль, пусть это будет роль второго плана или участие в хореографическом номере. У нас в спектакле всегда на каждую роль есть дублер. Это не означает, что дублер – это ребенок, которые участвует в спектакле лишь тогда, когда необходима замена. Например, я поручаю ребенку сразу две роли: одну из главных, которую он будет дублировать и второстепенную, в которой при необходимости его отсутствие не будет заметным.

После того, как произошло распределение персонажей, я составляю список первого и второго состава актеров.

10. Разучивание ролей (индивидуальное).

Средства и приемы используемые на занятиях театрализованной деятельностью, (применяются и на музыкальных занятиях):

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Они учат детей навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группами обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам. Упражнение дают установку на разнообразный темп движения, поэтому внимание детей направляется на руководящую роль музыки.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. При упражнениях на развитие дыхания вырабатывается правильное диафрагмальное дыхание. Эти упражнения способствуют увеличению продолжительности выдоха, его силы. Обязательно сочетаю их с движениями рук, головы и с произношением речевого материала при выдохе. Упражнения в развитии голоса проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Гласные пропеваются с изменением в высоте голоса. Сила голоса воспитывается в произношении гласных громче или тише с соответствующим         усилением или ослаблением музыкального аккомпонемента. Воспитанию четкой дикции способствуют артикуляционные упражнения.

3. Упражнения регулирующие мышечный тонус. Данные упражнения позволяют овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В них развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота.

4. Упражнения, активизирующие внимание. Упражнения данной категории воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

5. Речевые упражнения. Для таких упражнений целесообразно подбирать материал: для автоматизации звукопроизноршения. Тексты подбираю, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. В тексте должна присутствовать сюжетная линия и действующее лицо, что исключает механические движения.

6. Упражнения на развитие чувства музыкального размера или метра. Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов и не акцентированных долей различных рангов. Смена метра приводит к передвижению акцента. Дети учатся прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.

7. Ритмические упражнения. У детей воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять сложным ритмам свои движения.

8. Упражнения для развития чувства музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях: хлопках, на ударах в барабан и др. Целесообразно вначале брать две темповые скорости: нормальная ходьба и бег, а далее перейти к постепенному  ускорению и замедлению темпа, усвоив понятие  «быстро» и «медленно» в движении дети начинают правильно сопоставлять разный темп движения с соответствующими терминами.

9. Пение, хороводы. Пение – занятие чрезвычайно важное. Оно позволяет ребенку активно действовать в музыке, активизировать свою музыкальность, используя данный природой естественный музыкальный инструмент – человеческий голос. Работая над пением, соединяю текст песни с необходимыми и разнообразными движениями, жестами, мимикой. Благодаря движению рук, дети запоминают слова песен.

10. Музыкальный инструмент. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти рук, развитию дыхания, во время игры на триолах, дудочках, развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, развитию слуха при подборе знакомых песен. Дети учатся играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

11. Организация театрализованной игры. Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно  ролевых игр, сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии  важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица  звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.

Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

В театрализованных играх можно творчески использовать тематику готовых сценариев, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни. Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

При театрализованных играх дети отвечают на вопросы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализованные игры включают в себя игры  драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности  интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх  драматизациях, ребенок словно входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Большой интерес детей к играм-драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.

Игра  драматизация, по моему мнению, оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Мною замечено, что театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

12. Импровизация  разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка  совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг  пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание  ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое, я считаю, служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Особое значение отводится месту декораций в театрализованных постановках.

Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.

Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно.

По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали.

В некоторых коллективах при оформлении спектакля стремятся точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробностях. На мой взгляд, этого ни в коем случае не следует делать. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одним-двумя характерными предметами, определяющими место действия.

Правильный отбор правдивых выразительных деталей делает оформление компактным, лаконичным и помогает создавать жизненную обстановку на сцене. Их выбор дает простор ребячьей фантазии и воображению. Например, в спектакле “Теремок” два кустика, задник, изображающий лес и теремок.

Громоздкие декорации, костюмы, грим задерживают ритм композиции, тормозят, мешают непрерывному развертыванию сценического действия, вызывают неоправданные паузы, а это, в свою очередь, приводит к спаду внимания зрителей, расхолаживает их, снижает качество восприятия композиции.

В их назначении, форме, цвете должны найти отражение особенности времени, быта, вкуса героев спектакля, а в самом их отборе  отношение детей к тому, чем живут люди, которых они играют.

Лаконичное, условное, но характерное оформление, правдивость деталей в костюмах, одним словом, все, что подчеркивает положение героев, эпоху, время, - повышает качество восприятия композиции зрителями, будит их ассоциативное мышление и воображение.

В начале находится общее цветовое решение всего спектакля, а затем детально разрабатывается каждый эскиз. Работая над цветовым решением, нужно не забывать о том, что каждая пьеса решается по-разному. Если это комедия, то декорации в ней будут по цвету яркими, веселыми. Пьеса драматического плана по цвету может быть яркая, но содержательная, а лирическая пьеса будет совсем другая, чем комедия или драма.

Требования к костюмам героев.

У каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т. д.

В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали  (пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно.

Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. д.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для спектакля. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с тем сковывает их самостоятельность и творчество.

Атрибут  - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек, кокошник, венок, пояс, которые ребенок надевает на себя. Создать же образ, на мой взгляд, он должен сам  с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Деятельные по натуре, дети активнее и глубже усваивают содержание пьесы с выходом на сценическую площадку. Я считаю, что с первого же выхода на площадку необходимо добиваться от юных “артистов” правдивого, целесообразного действия в общении с партнером, сообразуясь с собственным опытом поведения ребят в обстоятельствах, сходных с теми, которые раскрываются в пьесе.

Важно расположение исполнителей на сцене. Когда ребята освоят текст и постепенно запомнят его, начинается работа над тем, как удобнее и выразительнее расположить исполнителей на сцене, то есть начинается работа над мизансценами. Она поможет дополнить недосказанное в тексте, помогает детям правдиво действовать в сценических условиях, ясно и убедительно передавать смысл происходящего события.

Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно  тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов, на мой взгляд, несомненно развивают образное мышление ребят.

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует участие родителей.

Работа с семьями воспитанников осуществляется в двух основных блоках: педагогическое просвещение родителей, включение родителей в деятельность ДОУ.

С целью активного вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс, проводятся консультации.

Взаимодействие в социуме осуществляется согласно методологическим принципам «Концепции художественного образования Российской Федерации», определяющее стратегические направления государственной политики в данной сфере:

-         начало обучения с раннего возраста;

-         непрерывность и преемственность различных уровней художественного образования;

-         мультикультурный подход, предполагающий включение максимально широкого диапазона художественных стилей и национальных традиций с опорой на отечественную культуру;

-         комплексный подход к преподаванию художественных дисциплин на основе взаимодействия различных видов искусств;

-         внедрение личностно – ориентированных методик художествено – образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к воспитанникам.

В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями, занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, а также изучаю и совершенствую свое педагогическое мастерство.

Мое консультативно – методическое взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения направлена на обеспечение благоприятных условий воздействия на ребенка, создание правильного отношения к нему.

Реализация разработанной технологии достигнуты следующие результаты:

- детьми ДОУ полностью усвоено программное содержание комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М., 2005 г.;

- изменения в личностном развитии детей, положительные сдвиги в развитии основных психических свойств личности ребенка;

- развиты музыкальные способности;

- заметно обогатилась речь;

- повысилась эмоциональная отзывчивость, развита ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их  с соответствующими актерскими проявлениями;

- положительный опыт привлечения родителей к нашей работе. Родители охотно участвуют в изготовлении костюмов, декораций. Посещают с детьми театры города;

- поставлены следующие спектакли: водевиль «Наши добрые соседи» муз. Олиферовой; музыкальная сказка «Кот в сапогах» муз. Н. Базалицкой; сказка «Муха-Цокотуха»; сказка «Морозко», «Сказочные сны» по мотивам сказок Андерсона; «Спящая красавица» муз. З. Роод.

 

В будущем планирую:

1.      Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2.      Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3.      Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

4.      Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

5.      Создание театрального коллектива.

6.      Продолжать принимать участие в районных и городских конкурсах.

7.      Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

8.      Привлечение родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

9.      Представление технологии на Сибирскую ярмарку «УЧСИБ – 2009».

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.10.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»