Культурно - развивающее пространство дошкольного учреждения как условие социальной адаптации дошкольников.
Пашкович Т.В., руководитель высшей кв. категории;
Смирнягина Л.А., старший воспитатель первой кв. категории;
Мазур Е.А., воспитатель высшей кв. категории.
Умение жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения – это и многое другое входит в содержание социальной адаптации дошкольников. Актуальность и востребованность данного направления в работе дошкольного образовательного учреждения несомненна.
Целенаправленно изучив современную практику организации образовательно-воспитательной работы по данному направлению в образовательных учреждениях различного типа и вида, соотнеся полученные данные с практикой педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, нам удалось создать в детском саду систему работы по социальной адаптации дошкольников (ввести ребенка в социальный мир, помочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляется позитивное отношение к окружающему социальному миру) и воспитанию целостной, гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты. Данная система работы получила положительную оценку НГПУ в лице старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии, заместителя директора по воспитательной работе Богдановой Елены Владимировны. На Сибирской ярмарке «УЧСИБ 2009» данная работа удостоена диплома за создание модели социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Цель работы педагогического коллектива: создание комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников.
Мы выделяем основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в данном направлении:
1. Создание благоприятной развивающей среды внутри учреждения.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
3. Изменение профессиональной позиции педагогов.
4. Организация социального партнерства с учреждениями района и города.
Принципы работы нашего учреждения:
-Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.
- Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Отличительные особенности нашей системы:
- воспитание целостной, гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты и социальная адаптация дошкольников происходит во всех видах детской деятельности (познавательной, совместной, самостоятельной);
- работу ведет весь коллектив ДОУ (воспитатели, педагог – психолог, старшая медсестра, учитель - логопед, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, руководитель ДОУ), родители и специалисты из вне (экскурсоводы, работники музеев, библиотек, школ), так как прослеживается тесная взаимосвязь (совместная организация и проведение всех планируемых мероприятий), поставлена общая цель (воспитание и обучение дошкольников);
- предусмотрена работа по повышению культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса;
- сформировано единое культурно – образовательное пространство через взаимодействие образовательных, культурных, оздоровительных центров на микрорайоне и в городе.
Основные блоки работы:
• Познавательная деятельность
• Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.
• Самостоятельная деятельность.
• Методическая деятельность по повышению культуры педагогов и родителей.
Поставленные цели и задачи реализуются через следующие направления деятельности:
- создание благоприятной развивающей среды;
- специально организованные занятия;
- формирование социальных навыков поведения детей в процессе игровой деятельности;
- разновозрастное воспитание;
- полоролевое воспитание;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
- кружковая работа детского сада;
- организация социального партнерства с учреждениями района и города;
- создание условий для повышения активности и инициативы педагогов.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения по созданию комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников представлен в следующих вариантах:
- конспекты занятий и режимных моментов;
- перспективные и календарно-тематические планы работы;
- сценарии утренников, развлечений, выпускных балов;
- образцы дидактических материалов;
- продукты детского творчества;
- образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды и т.д.);
- статьи в СМИ и т.д.
Перспективами в нашей работе на ближайший период является:
- Продолжить работу по созданию благоприятной развивающей среды внутри учреждения.
- Совершенствовать взаимосвязь с родителями.
- Совершенствование и обновление знаний педагогов.
- Расширение социальных контактов с общественными организациями района и города.