Методическое обеспечение вариативными программами и педагогическими технологиями в ДОУ № 421
Комплексная
программа |
Программа воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.г.; |
Направления |
Парциальные программы |
Педагогические технологии |
Познавательно-речевое |
Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке». Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.
Программа по курсу окружающего мира для дошкольников «Здравствуй, мир!». А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова.
Программа дошкольного курса по развитию математических представлений «Игралочка». Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.
Программа дошкольного курса по развитию математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…». Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина.-
«Юный эколог». С.Н. Николаева. |
Подготовка к школе детей с недостатками речи/ под редакцией П.А. Каше.
«Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». О.В Дыбина. и др.
«Природа родного края как средство народоведения в работе со старшими дошкольниками»
Мазур Е.А., воспитатель ДОУ 421 высшей кв. категории |
Социально-личностное |
Программа по начальному курсу социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя». М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова.
«Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». Е.В. Соловьева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.
«Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова
«Основы безопасности детей дошкольного возраста». Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. |
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность». Алешина Н.В. |
Физическое |
«Здоровый ребенок». Маханева М.Д. – М.: АРКТИ, 2004.
«Физкультурные занятия в детском саду». Пензулаева Л.И.
«Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет».
Пензулаева Л.И. |
«Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности».
Смирнова В.Ю., воспитатель ДОУ 421 высшей кв. категории. «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Лоенко О.А., воспитатель ДОУ 421 высшей кв. категории
«Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении». Татарникова Л.Г., Андреева Л.В. |
Художественно-
эстетическое |
«Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста». Казакова Т.Г., Дубровская Е.А.
«Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации». Комарова Т.С.
«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар». Э.Г. Чурилова.
«Музыкальное воспитание в детском саду». Зацепина М.Б. |
«Детям о книжной графике». Курочкина Н.А.
«Знакомство с натюрмортом». Курочкина Н.А.
«Дошкольникам о живописи» Чумичева Р.М..
«Как говорить с детьми об искусстве», Франсуаза Барб-Галль.
«Развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Федосеева О.Н., музыкальный руководитель ДОУ 421 высшей кв. категории. |
Комплексной программой, реализуемой в ДОУ является «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманноличностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).
Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом принципе— развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Обогащение содержания воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счет парциальных программ:
1. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке». Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.
3. Программа по курсу окружающего мира для дошкольников «Здравствуй, мир!». А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова. М.
Успешность данных программ в том, что они создана по принципу «Минимакса», т.е. детям даётся знаний больше, чем они могут усвоить, и каждый ребёнок усваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальным способностям в соответствии с условиями развития, т. е. ребёнок должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Этот принцип позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника.
Материал в программах построен и по принципу последовательности и взаимодополнения в обучении по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к обучающему процессу и не останавливаться на одном и том же материале, так как он будет закреплён в других разделах программы. Данный подход позволяет выстраивать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала на разных видах деятельности, что способствует лучшему его усвоению.
Содержание данных курсов подчинено одной главной цели – развитию способности мыслить избирательно и продуктивно, а также соответствует основной задаче - всестороннему развитию ребёнка: развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Всю свою профессиональную деятельность (взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие всех специалистов) педагоги строят согласно реализуемым программам, которые являются основой для перспективного и календарно - тематического планирования.
В педагогическом процессе используется фронтальная, подгрупповая и индивидуальные формы работы с детьми.
Итоговые занятия и проверка уровня знаний детей по критериям «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой показали, что дети успешно осваивают программный материал в течение учебного года, их знания, умения и навыки соответствуют возрастным требованиям.
В детском саду работают две группы компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Наличие логопедических групп позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно–педагогической и медико–социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой.
Комплектование групп для детей с нарушениями речи осуществляется на основании заключения психолого – педагогической и медико – педагогической комиссий с согласия родителей. Обучение детей направлено на устранение речевого дефекта, а также на предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием. В процессе образования детей с речевыми нарушениями в условиях коррекционных групп осуществляются те задачи, которые определены в области физического, умственного, эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста.
Содержание образовательного процесса в коррекционной группе определяется программами нашего дошкольного учреждения и коррекционной педагогической технологией: Подготовка к школе детей с недостатками речи/ под редакцией П.А. Каше. - М.; Просвещение, 1985 г.
Развитие речи, психических процессов и моторных функций осуществляется в строгой системе и связано со всеми разделами план-программы. Режим дня и сетка занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционных задач.
Работа по коррекции общего недоразвития речи не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
В нашем детском саду к работе с воспитанниками этих групп привлекаются:
- учитель-логопед,
- педагог-психолог,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физической культуре,
- медсестра,
- Воспитатели.
Работа организуется поэтапно по следующим разделам:
а) коррекционно-логопедическая работа,
б) общее моторное развитие,
в) логопедическая ритмика,
г) художественно-творческая деятельность,
д) коррекция эмоционально-личностной сферы.
Результат коррекционной работы у детей с нарушениями речи (по результатам районной МПК)
Список детей, представляемых на МПК для перевода из старшей логопедической группы в подготовительную группу.
|
2007-08 г.г. |
2008-09 г.г. |
2009-10 г.г. |
Со значительным улучшением |
14 |
13 |
12 |
С улучшением |
4
|
2
|
6
|
С незначительным улучшением |
_ |
_ |
_ |
Без улучшения |
_
|
_
|
_
|
Список детей, представляемых на МПК для выпуска в школу.
|
2007-08 г.г. |
2008-09 г.г. |
2009-10 г.г. |
С хорошей речью |
8 |
12 |
10 |
Со значительным улучшением |
5 |
5 |
6 |
С улучшением |
_ |
_ |
_ |
С незначительным улучшением |
_ |
_ |
_ |
Без улучшения |
_ |
_ |
_ |
По результатам наблюдений за работой воспитателей и специалистов мы выявили, что основным методом работы воспитателей с детьми (как того и требует программа) является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются и действуют «на равных». Педагоги обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой и строительно-конструктивной деятельности, в которой ребенок может ярко проявит себя, выразить свое истинное отношение к тем или иным явлениям. Широко используются ими и игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в практике работы с детьми преобладают гуманные отношения между воспитателями и детьми. В результате правильно построенного образовательного процесса, созданных условий и знания технологий дошкольное учреждение систематически и объективно отслеживает динамику развития детей.
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей.
По результатам заболеваемости 2009/2010 учебного года был проведен контроль за физкультурно-оздоровительной работой и выявлены причины повышения заболеваемости. На педагогическом совете и медико-педагогическом совещании был дан глубокий анализ физкультурно-оздоровительной работы и профилактических мероприятий, были сделаны выводы о необходимости:
- Актуализировать потребность воспитателей в приобретении теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий.
- Обеспечивать медико-педагогический контроль за физическим развитием, состоянием здоровья и планированием работы с детьми.
- Совершенствовать условия для рациональной двигательной активности детей в группах.
- Совершенствовать работу с родителями по воспитанию привычки к здоровому образу жизни.
Другим показателем здоровья детей является группа здоровья.
Сравнительная таблица групп здоровья детей (%)
Годы
|
Группы здоровья детей
|
Первая
|
Вторая
|
Третья
|
2008 |
30
|
61
|
9
|
2009
|
34
|
59
|
7
|
Из данных таблицы видно, что уровень физического развития детей стал выше, что связано с улучшением качества физкультурно-оздоровительной работы (упорядочение режима дня, проведение занятий на свежем воздухе и в спортивном зале и др.), построенной с учетом возрастных особенностей детей.
Анализ деятельности воспитателей показал, что воспитатели владеют дыхательной и профилактической гимнастикой, используют в работе различные виды закаливания.
В начале каждого учебного года педагогами и медиками ДОУ проводится обследование физического развития детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребенка, перенесенные инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети в группах делятся на подгруппы и намечаются пути их оздоровления. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце, земля (хождение босиком). Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
В ДОУ разработана система закаливающих мероприятий, в которой учитывается постепенность воздействия того или иного природного фактора. В период адаптации детей начинаем применение воздушных ванн (облегченная одежда, оголение конечностей, сон при открытых фрамугах). После адаптационного периода в группах проводим сухое обтирание варежкой в течение 2-х недель, затем переходим на влажное обтирание, в комплексе с контрастным обливанием. В младших группах водные процедуры проводятся способом хождения по мокрым дорожкам.
Особое внимание уделяется часто болеющим детям — осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию: более длительно проводятся мягкие формы закаливания, а затем постепенно переходят к закаливанию водой. Все закаливающие процедуры осуществляются в облегченной одежде. Параллельно с закаливанием в ДОУ проводятся лечебно-профилактические процедуры, разработан помесячный план названных процедур, который включает в себя фитотерапию, поливитамины, физиотерапевтические процедуры, проводимые по направлению врача в ДОУ, точечный массаж как профилактика простудных заболеваний.
Показатели заболеваемости детей в течение последних трех лет:

По специальному расписанию инструктором по физвоспитанию и воспитателем проводятся физкультурные занятия как в помещении, так и на воздухе, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. Помимо этих занятий в ДОУ организована работа секции спортивной аэробики. Со СДЮШОР – 3 в лице директора Мочаловой Галины Родионовны 15.09.06. заключен договор о сотрудничестве, который ежегодно продляется.
Стало традицией проведение спортивных праздников и досугов, как в спортзале, так и на улице.
Анализируя работу по физическому воспитанию и оздоровлению, следует отметить и негативные моменты:
- педагогами еще недостаточно проводится работа по формированию двигательной активности детей на занятиях;
- не всегда систематически проводятся спортивные досуги;
- в ДОУ, к сожалению, нет кабинета физиотерапевтических процедур.
Уровень физического развития детей, %
Направление деятельности |
Годы |
2008/2009 |
2009/2010 |
Физическое развитие на занятиях физкультуры |
95 |
93 |
В 2005/2006 учебном году педагогическом коллективом было принято решение о реализации программы развития ДОУ по организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью (педсовет № 4 от 28.04.06.).
На данном этапе программа «Мы выбираем здоровье» усовершенствована (педсовет № 1 от 31.08.10.).
Анализируя познавательное развитие детей, следует отметить, что в ДОУ созданы определенные условия: создание зимнего сада дает возможность ближе познакомить детей с природой, пополняет знания детей о росте и развитии растений. Общение с животными (в каждой группе есть живой уголок) пополняет знания детей о жизни живых существ, правилах ухода за ними; общаясь с природой, дети не только приучаются заботиться о ней, но и становятся добрее.
Развитие речи является главной задачей, так как в ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с недоразвитием речи (разного уровня). Работа по развитию речи прослеживается во всех направлениях работы с детьми. Эта работа проводится во взаимодействии логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, руководителя изодеятельности.
Результаты диагностик показали, что развитие речи детей осуществляется на высоком уровне; это подтверждают отзывы учителей школ, открытые занятия логопеда и воспитателей на уровне района. Во всех группах подготовлен большой дидактический материал по этому разделу.
В 2006/2007 учебном году мы вывели процесс ознакомления детей с художественной литературой (начиная со второй младшей группы) в совместную деятельность. В основу легли методические разработки О.С. Ушаковой. Педагоги составили перспективные планы, в соответствии с лексическими темами программ ОС «Школа 2100».
Педагогами изготовлено много дидактических игр и пособий для работы с детьми. Для лучшего восприятия учебного материала занятия проводятся в форме игры и игровых упражнений.
Однако следует отметить, что еще недостаточно организована работа по словотворчеству. Этот вопрос по-прежнему остается на контроле у старшего воспитателя.
Уровень умственного развития детей, %
Направление деятельности |
Годы |
2008/2009 |
2009/2010 |
Развитие речи
|
93
|
96 |
Математика
|
96
|
97
|
Познавательная деятельность
|
96
|
97
|
Анализируя эстетическое развитие детей, следует отметить, что этот раздел программы проводится на высоком уровне, что также подтверждают данные диагностик.
Уровень эстетического развития детей, %
Направление деятельности |
Годы |
2008/2009 |
2009/2010 |
Музыка |
90 |
95 |
Рисование |
90 |
96 |
Лепка |
93 |
99 |
Конструирование |
96 |
97 |
Успеху в работе по данному разделу способствует наличие в дошкольном учреждении высококвалифицированных руководителей по музыке (высшая кв. категория) и ИЗО (первая кв. категория).
Стало традицией проведение разнообразных досугов, праздников: «Рождественские встречи», «Милым мамам», «Пасхальная ярмарка», «Масленица» и т.д., приглашение в ДОУ артистов театров, показ спектаклей детьми в рамках традиционной Недели театра. В ДОУ проходят различные смотры-конкурсы и разнообразные выставки творческих работ детей и взрослых.
Следует отметить, что художественно-эстетическое направление является для нашего дошкольного учреждения приоритетным.
На основе анализа результатов по игровой деятельности были сделаны выводы о необходимости:
1) обратить особое внимание администрации и воспитателей на использование и методику проведения сюжетно-ролевых игр;
2) пересмотреть условия организации сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр в каждой возрастной группе;
3) организовать консультации для воспитателей ДОУ по вопросам методики проведения игровой деятельности с учетом специфики каждой возрастной группы.
Одним из показателей работы дошкольного учреждения является отслеживание успехов и результатов учебы детей в школе.
Мы приложили все усилия для возрождения шефства в нашем детском саду. Бывшие выпускники детского сада участвуют в спектаклях, утренниках, в организации прогулок и режимных моментах. Ведь для школьников возможность передавать свои знания младшим детям – бесценный стимул внутреннего развития. В этой работе существенную поддержку оказывают родители наших выпускников. Музыкальный руководитель умело организует работу с родителями с целью организации шефской деятельности выпускников, используя такие формы работы, как консультации для родителей, тематические выставки, выступления воспитанников перед родителями, информационные бюллетени.
Анализ успеваемости выпускников ДОУ в школе
(количество детей)
Года
|
«Отличники»
|
«Хорошисты»
|
«Троечники»
|
2008/2009
|
3
|
18
|
2
|
2009/2010
|
2
|
19
|
1
|
Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов экономического лицея № 95, которые отмечают, что у детей из нашего сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей. При этом необходимо отметить, что 80 % детей записались в музыкальные и спортивные школы, танцевальные студии.
Наше дошкольное учреждение рассматривает готовность ребенка к школьному обучению, прежде всего, как общую его готовность, включающую в себя физическую, личностную, интеллектуальную. Это позволяет школе опираться на развитие ребенка, полученное в нашем дошкольном учреждении и последовательно продолжать педагогический процесс. Экономический лицей № 95 расположен возле ДОУ № 421, поэтому практически все выпускники детского сада учатся в этом учебном заведении. В 2009/2010 учебном году из ДОУ ушли в экономический лицей № 95 – 28 человек (всего выпускников было 40 детей). Так как наши образовательные учреждения используют в образовательном процессе программы ОС «Школа 2100», ребенок органично входит в школьное образование, в чём, на наш взгляд, и заключается задача современного дошкольного образования.
На основании всех имеющихся данных о выпускниках ДОУ мы пришли к выводу о продолжении в учреждении деятельности по реализуемым программам. А значит, при планировании задач на будущее необходимо учесть все недоработки, ошибки, допущенные в прошлом учебном году, и вести углубленную работу по следующим направлениям:
— физкультурно-оздоровительное;
— развитие речи детей (во всех возрастных группах) и их познавательная деятельность;
— игровая деятельность детей (особое внимание обратить на сюжетно-ролевые игры);
— художественно-эстетическое развитие.
2.2. Анализ условий деятельности ДОУ.
2.2.1. Анализ материально-технической и методической базы.
Основными помещениями ДОУ являются: помещения для 7 групп, медицинский блок (кабинет медицинской сестры, процедурная), пищеблок, прачечная, физкультурный и музыкальный зал, изостудия, зимний сад, кабинет учителя-логопеда, а на прилегающей территории — спортивная площадка. На данном этапе ведется строительство пристройки к зданию детского сада (сроки сдачи объекта: 17.06.2011.), в которой будет физкультурно-оздоровительный центр. В пристройке по проекту предусмотрено:
- бассейн,
- физкультурный зал,
- изостудия,
- зимний сад,
- соляная пещера, |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 421 комбинированного вида» находится в 2-х этажном кирпичном здании 1979 года, рассчитанном по проекту на 7 групп. Общая площадь всех помещений — 1923,8 кв. м, занимаемая площадь территории – 9233 кв. м.
- фитобар.
Сведения о состоянии материально-технической базы ДОУ
(% обеспеченности)
Годы
|
Оборудование
и сантехника |
Жесткий
инвентарь |
Мягкий инвентарь |
Состояние здания |
Состояние участка |
Состояние внутреннего помещения |
2008-
2009 |
90 |
78 |
83 |
75 |
80 |
90 |
2009-
2010 |
92 |
90 |
90 |
88 |
90 |
92 |
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для своего полноценного функционирования на 90 % (причем большая часть МТБ ДОУ требует постоянного косметического ремонта или обновления).
Ежегодно в здании проводится косметический ремонт (покраска коридоров первого этажа, оклейка обоями помещений групп, ремонт музыкального зала, раздевалок, замена линолеума, крыши здания).
Состояние учебно-методической базы ДОУ, %
Годы
|
Игрушки
|
Музыкальные инструменты |
Предметы декоративно-прикладного искусства |
Картины, репродукции |
Детская литература |
Технические средства обучения |
Методическая литература |
2008-
2009 |
75 |
70 |
50 |
50 |
50 |
50 |
75 |
2009-
2010 |
85 |
85 |
70 |
80 |
65 |
70 |
90 |
Если сравнить результаты состояния учебно-методической базы ДОУ за 2 года, то видно, насколько улучшилось оснащение, за последний год. Благодаря помощи родителей и спонсоров, в группы были приобретены магнитофоны, мягкие игрушки, куклы, предметы декоративно-прикладного искусства, конструкторы. Для физкультурного зала сделано нестандартное оборудование. С помощью родителей в каждой возрастной группе имеется мелкий и крупный «строитель». Для проведения занятий по изобразительной деятельности организована изостудия. Холл первого этажа преобразован в выставочный зал, где постоянно проходят выставки детских работ.
Несмотря на то, что сделано многое, задача оснащения предметно - развивающей среды ДОУ остается одной из главных. В группах необходимо продолжать расширять и обновлять строительные и игровые уголки, пополнять дидактические и развивающие игры. Планируем заменить мебель в изостудии, в методическом кабинете.
В целях реализации распоряжения мэра от 10.06.2010. № 9618-р «О разрешении муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Новосибирска «Детский сад № 421 комбинированного вида» строительства пристройки к зданию по ул. Державина, 51 в Центральном районе» и на основании четырехстороннего договора на выполнение капитального ремонта детского сада № 421 от 28.05.2010. в лице частного инвестора Ровбеля Н.Ф., Райхмана С.И., Пашкович Т.В., Клочихина А.Н. в июне 2010 года был начат комплексный капитальный ремонт этого здания.
Генеральным подрядчиком по выполнению строительных работ является ООО «РемСтройМонтаж» (директор Клочихин Александр Николаевич). На комплексный капитальный ремонт здания детского сада планируется затратить 50 млн. рублей средств частного инвестора.
В ходе капитального ремонта МБДОУ «Детский сад № 421 комбинированного вида» будут выполнены следующие работы:
- замена и утепление кровли,
- утепление фасада здания,
- устройство новых эвакуационных выходов из групп первого и второго этажей,
- приведение в соответствие существующих эвакуационных выходов по требованию новых регламентов (замена и установка дверей),
- отделочные работы,
- замена электротехнического оборудования и электропроводки,
- замена санитарно-технического оборудования и трубопроводов водоснабжения, канализации и отопления,
- замена вентиляционного оборудования,
- замена отмостки вокруг здания и ограждения территории,
- оборудование прогулочных участков новыми малыми формами.
После завершения капитального ремонта в детском саду будет функционировать восемь дошкольных групп вместо семи, которые функционировали ранее. Дополнительная группа открывается за счет внутренних резервов ДОУ: ранее на этих площадях были размещены изостудия, зимний сад и физкультурный зал. Все эти помещения будут предусмотрены в пристройке к зданию детского сада, которую планируется ввести в эксплуатацию весной 2011 года.
2.2.2. Анализ кадрового обеспечения педагогического процесса.
Сведения об аттестации педагогических работников ДОУ № 421 в
2009-2010 учебном году:
№
п/п |
Всего педагоги-ческих работников |
Количество аттестованных, в том числе (%) |
Количество аттестованных в истекшем году, в том числе (%) |
Не аттестованы, (%) |
Будут аттестовыва-ться в 2010-2011 году (количество) |
высшая |
I |
II |
высшая |
I |
II |
1. |
20 |
6/30 |
4\20 |
8/40 |
3 / 15 |
2/10 |
2/10
|
2 / 10 |
- |
По педагогическому стажу:
до 5 лет –13 %,
до 10 лет –33,4 %,
до 15 лет –27 %,
до 20 лет –20 %,
свыше 30 лет – 6,6 %.
В основе работы с педагогическими кадрами лежит диагностика профессиональной деятельности педагогов, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, что помогает определить цели работы и выбрать адекватные формы её проведения.
Педагогов ДОУ условно можно разделить на 3 группы:
1 группа - педагоги, требующие усиленного внимания – 2 человека – 13 %
2 группа – педагоги со сложившейся системой работы - 5 человек – 33 %
3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме – 8 человек – 54 %
Отбор в эти группы производился по результатам анкетирования педагогов. С этими группами педагогов организуются следующие формы работы:
1 группа
- теоретические семинары;
- систематический контроль и оказание помощи;
- участие в подготовке педсоветов;
- оценка эффективности деятельности.
2 группа
- семинары – практикумы по вопросам содержания образования;
- обобщение собственного опыта – прохождение аттестации;
- показ опыта работы коллегам;
- участие в подготовке к педсоветам;
- помощь в организации самообразования;
- самоотчёт.
3 группа
- самоконтроль;
- проведение открытых мероприятий;
- семинары – практикумы.
Главный принцип в методической работе нашего ДОУ – оказание реальной помощи воспитателям в развитии их профессиональных знаний, навыков и умений.
Анализ результатов анкетирования воспитателей позволил сделать вывод о том, что их основная часть (80%):
— удовлетворены нынешним состоянием ДОУ, нацелены на активное участие в его планомерном, поэтапном развитии;
— испытывают потребность, интерес и мотивацию к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений (прежде всего психолого-педагогических), к овладению современными эффективными технологиями;
— считают главным условием повышения результатов образовательного процесса — создание и развитие гуманной воспитательной системы детского сада;
— одобряют и принятие в качестве собственных основные идеи Концепции развития ДОУ, обсуждавшиеся на консультации в 2008-2009 учебном году.
Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяют сделать выводы о том, что коллектив ДОУ № 421:
— сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры;
— стабилен —80% работают в ДОУ более 5 лет;
— работоспособный, т.е. опытный (16 педагогов имеют стаж выше 10 лет) и одновременно перспективный (6 педагогов, стаж которых до 10 лет).
По результатам анкетирования «Взаимоотношения в педагогическом коллективе» (по Клюевой Н.В.) коллектив объединен едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат.
2.2.3. Анализ социально-педагогической характеристики внешней среды
Дошкольное учреждение № 421 расположено в Центральном районе города. Недалеко от дошкольного учреждения расположена библиотека, детский дом творчества района. Наше дошкольное учреждение сотрудничает с ними.
Рядом расположены следующие школы:
- Экономический лицей № 95,
- СДЮШОР № 3,
- Рядом находится дошкольное учреждение № 117.
- Оздоровительный аспект представлен детской поликлиникой № 1, с которой дошкольное учреждение сотрудничает.
- В районе находится социально-психологический центр «Ника», совместно с которым проводятся различные мероприятия.
2.2.4. Анализ уровня состояния семей
Большое внимание в ДОУ уделяется изучению контингента родителей – жителей микрорайона. Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников ДОУ дал следующие результаты.
По социальному статусу:
Рабочие – 16%
Служащие – 62%
Безработные – 10%
Предприниматели – 12%
По образовательному уровню:
Высшее образование имеют – 63%
Незаконченное высшее – 4%
Среднее специальное – 23%
Среднее – 10%
В целом для основного контингента родителей характерны:
- средний уровень жизни и доходов,
- высокие требования к образованию,
- большое желание дать ребенку хорошее образование.
Большое внимание в ДОУ уделяется изучению образовательных потребностей родителей. Исходя из имеющихся данных, можно уверенно заявить, что перечень образовательных услуг предлагаемых нашим детским садом соответствует запросам родителей.
Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем:
- 85 % родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всесторонне развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье
- 88 % (12 % - частично) родителей признают авторитет воспитателя, прислушиваются к его мнению и реализуют его советы в воспитании ребенка
- 96 % родителей считают, что воспитатель уважительно относится к ребенку
- 100 % детей уважают и любят своего воспитателя
- 100 % родителей имеют возможность участвовать в занятиях и других мероприятиях ДОУ, вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса
- 92 % родителей удовлетворены своими взаимоотношениями с воспитателем
Таким образом, полученные результаты показали, что контингент родителей неоднороден, имеет различные цели и ценности.
На основе полученных результатов мы выявили, что проблема налаживания взаимоотношений с детьми и родителями в ДОУ успешно решена. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании необходимых условий.
Основные блоки по работе с родителями
Блоки |
Основные задачи |
Формы |
Педагогическое просвещение родителей |
Повышение педагогической грамотности родителей |
Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, педагогические советы родительские собрания, консультации и др. |
Включение родителей в деятельность ДОУ |
Создание условий для включение родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения |
Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия
и др. |
Обучение родителей практическим навыкам |
Овладение практическими навыками |
Тренинги, открытые занятия, консультации, досуги и др. |
Опрос родителей показал, что главным для них продолжает оставаться физическое и психическое здоровье ребенка.
По результатам опроса и анкетирования родителей было выявлено, что 85 % родителей удовлетворены обучением и воспитанием детей по программам, реализуемым в ДОУ. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой соответствуют:
- социальному заказу родителей;
- заинтересованности педагогов начального образования в более тесном сотрудничестве с педагогами дошкольного образования;
- уровню квалификационной подготовки педагогов, а также способствует успешной адаптации детей при переходе в школу.
По итогам аттестации 06.03.2008. по программе дошкольного образования дошкольное учреждение подтвердило статус детского сада комбинированного вида с превышением стандарта по направлениям: физическое развитие, коррекция речевых нарушений детей, художественно – эстетическое развитие.
Однако исследования, проведенные в нашем ДОУ, показали и то, что родители хотели бы видеть более внимательное отношение воспитателей к некоторым аспектам развития их детей, главными среди которых они считают:
— развитие словарного запаса и речи детей;
— приобщение детей к театральной деятельности;
— укрепление здоровья и развитие физической культуры детей;
— игровая деятельность детей (особое внимание обратить на сюжетно-ролевые игры);
Для удовлетворения этих родительских потребностей (ожиданий) мы посчитали необходимым усовершенствовать предметно - развивающую среду ДОУ и еще раз внимательно проанализировать методическую базу избранных программ.
Важнейшим условием развития является способность каждого воспитанника к творческой деятельности, результаты которой лежат в основе процессов обогащения, трансформации и развития социального опыта человека.
Поэтому, уже не первый год в нашем детском саду является приоритетным направление - развитие творческой личности.
Мы пришли к выводу, что основными составляющими элементами, которые определяют качество образовательно-воспитательного процесса - развитие творческой личности являются:
- обучение, как процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков;
- воспитание, как процесс социализации личности (правовое воспитание, экологическое, человековедение, театрализация и т.д.);
- просвещение, как процесс широкого приобщения к культуре;
- самореализация, как процесс проявления творческих способностей (ИЗО деятельность, музыкальная, игровая, поэтическая, исследовательская, театральная).
Построили работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании необходимых условий.
Из вышеизложенного анализа работы намечены перспективы развития ДОУ (см. План действий педагогического коллектива ДОУ).