Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 421

 комбинированного вида

имени Сергея Николаевича Ровбеля"

 

Культурно - развивающее пространство дошкольного учреждения как условие социальной адаптации дошкольников.

 

 

Пашкович Т.В., руководитель высшей кв. категории;

Смирнягина Л.А., старший воспитатель первой кв. категории;

Мазур Е.А., воспитатель высшей кв. категории.

 

    Умение жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения – это и многое другое входит в содержание социальной адаптации дошкольников. Актуальность и востребованность данного направления в работе дошкольного образовательного учреждения несомненна.

  Целенаправленно изучив современную практику организации образовательно-воспитательной работы по данному направлению в образовательных учреждениях различного типа и вида, соотнеся полученные данные с практикой педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, нам удалось создать в детском саду систему работы по социальной адаптации дошкольников (ввести ребенка в социальный мир, помочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляется позитивное отношение к окружающему социальному миру) и воспитанию целостной, гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты. Данная система работы получила положительную оценку НГПУ в лице старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии, заместителя директора по воспитательной работе Богдановой Елены Владимировны. На Сибирской ярмарке «УЧСИБ 2009» данная работа удостоена диплома за создание модели социальной адаптации детей дошкольного возраста.

   Цель работы педагогического коллектива: создание комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников.

   Мы выделяем основные задачи, стоящие  перед дошкольным учреждением  в данном направлении:

1.     Создание благоприятной развивающей среды внутри учреждения.

2.     Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

3.     Изменение профессиональной позиции педагогов.

4.     Организация социального партнерства с учреждениями района и города.

  Принципы работы нашего учреждения:

-Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностя­ми и нормами тех или иных национальных культур и специ­фическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим цен­ностям.

- Принцип расширения связей ребенка с окружающим ми­ром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных об­разовательных учреждениях замкнутости системы воспита­тельной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

- Принцип приоритетности регионального культурного насле­дия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; при­общение ребенка к национальному культурному наследию, об­разцам национального, в том числе местного, фольклора, народ­ным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, компо­зиторов, художников.

- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ре­бенка требует создания условий для возникновения эмоцио­нальных реакций и развития эмоций, которые сосредоточи­вают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

    Отличительные особенности нашей системы:

-  воспитание целостной, гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты и социальная адаптация дошкольников происходит во всех видах детской деятельности (познавательной, совместной, самостоятельной);

-   работу ведет весь коллектив ДОУ (воспитатели, педагог – психолог, старшая медсестра, учитель - логопед, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, руководитель ДОУ), родители и специалисты из вне (экскурсоводы, работники музеев, библиотек, школ), так как прослеживается тесная взаимосвязь (совместная организация и проведение всех планируемых мероприятий), поставлена общая цель (воспитание и обучение дошкольников);

-    предусмотрена работа по повышению культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса;

-     сформировано единое культурно – образовательное пространство через взаимодействие образовательных, культурных, оздоровительных центров на микрорайоне и в городе.

   Основные блоки работы:

         Познавательная деятельность

         Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей.

         Самостоятельная деятельность.

         Методическая деятельность по повышению культуры педагогов и родителей.

        Поставленные цели и задачи реализуются через следующие направления деятельности:

- создание благоприятной развивающей среды;

- специально организованные занятия;

- формирование социальных навыков поведения детей в процессе игровой деятельности;

- разновозрастное воспитание;

- полоролевое воспитание;

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

- кружковая работа детского сада;

- организация социального партнерства с учреждениями района и города;

- создание условий для повышения активности и инициативы педагогов.

 

       Опыт работы нашего дошкольного учреждения по созданию комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников представлен в следующих вариантах:

-   конспекты занятий и режимных моментов;

-   перспективные и календарно-тематические планы работы;

-   сценарии утренников, развлечений, выпускных балов;

-   образцы дидактических материалов;

-   продукты детского творчества;

-   образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды и т.д.);

-   статьи в СМИ и т.д.

 

    Перспективами в нашей работе на ближайший период является:

- Продолжить работу по созданию благоприятной развивающей среды внутри учреждения.

- Совершенствовать взаимосвязь с родителями.

- Совершенствование и обновление знаний педагогов.

- Расширение социальных контактов с общественными организациями района и города.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 21.10.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»