| ||||||
|
| |||||
Культурно - развивающее пространство дошкольного учреждения как условие социальной адаптации дошкольников.
Пашкович Т.В., руководитель высшей кв. категории; Смирнягина Л.А., старший воспитатель первой кв. категории; Мазур Е.А., воспитатель высшей кв. категории.
Умение жить в социуме, строить гармоничное взаимодействие с окружающими, осваивать социальные нормы и воспроизводить способы социально приемлемого поведения – это и многое другое входит в содержание социальной адаптации дошкольников. Актуальность и востребованность данного направления в работе дошкольного образовательного учреждения несомненна. Целенаправленно изучив современную практику организации образовательно-воспитательной работы по данному направлению в образовательных учреждениях различного типа и вида, соотнеся полученные данные с практикой педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения, нам удалось создать в детском саду систему работы по социальной адаптации дошкольников (ввести ребенка в социальный мир, помочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляется позитивное отношение к окружающему социальному миру) и воспитанию целостной, гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты. Данная система работы получила положительную оценку НГПУ в лице старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии, заместителя директора по воспитательной работе Богдановой Елены Владимировны. На Сибирской ярмарке «УЧСИБ 2009» данная работа удостоена диплома за создание модели социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Цель работы педагогического коллектива: создание комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников. Мы выделяем основные задачи, стоящие перед дошкольным учреждением в данном направлении: 1. Создание благоприятной развивающей среды внутри учреждения. 2. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. 3. Изменение профессиональной позиции педагогов. 4. Организация социального партнерства с учреждениями района и города. Принципы работы нашего учреждения: -Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям. - Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края. - Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. - Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации. Отличительные особенности нашей системы: - воспитание целостной, гармонично развитой личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты и социальная адаптация дошкольников происходит во всех видах детской деятельности (познавательной, совместной, самостоятельной); - работу ведет весь коллектив ДОУ (воспитатели, педагог – психолог, старшая медсестра, учитель - логопед, инструктор по физическому воспитанию, старший воспитатель, руководитель ДОУ), родители и специалисты из вне (экскурсоводы, работники музеев, библиотек, школ), так как прослеживается тесная взаимосвязь (совместная организация и проведение всех планируемых мероприятий), поставлена общая цель (воспитание и обучение дошкольников); - предусмотрена работа по повышению культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса; - сформировано единое культурно – образовательное пространство через взаимодействие образовательных, культурных, оздоровительных центров на микрорайоне и в городе. Основные блоки работы: • Познавательная деятельность • Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей. • Самостоятельная деятельность. • Методическая деятельность по повышению культуры педагогов и родителей. Поставленные цели и задачи реализуются через следующие направления деятельности: - создание благоприятной развивающей среды; - специально организованные занятия; - формирование социальных навыков поведения детей в процессе игровой деятельности; - разновозрастное воспитание; - полоролевое воспитание; - повышение психолого-педагогической компетенции родителей; - кружковая работа детского сада; - организация социального партнерства с учреждениями района и города; - создание условий для повышения активности и инициативы педагогов.
Опыт работы нашего дошкольного учреждения по созданию комплексных условий, направленных на социальную адаптацию дошкольников представлен в следующих вариантах: - конспекты занятий и режимных моментов; - перспективные и календарно-тематические планы работы; - сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; - образцы дидактических материалов; - продукты детского творчества; - образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды и т.д.); - статьи в СМИ и т.д.
Перспективами в нашей работе на ближайший период является: - Продолжить работу по созданию благоприятной развивающей среды внутри учреждения. - Совершенствовать взаимосвязь с родителями. - Совершенствование и обновление знаний педагогов. - Расширение социальных контактов с общественными организациями района и города.
| ||||||
| ||||||
Дата последнего обновления страницы 21.10.2022 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |